За поддержкой к Путину
Межгосударственный авиакомитет хочет быть независимым
Елена Мазнева
Ведомости
18.12.2006, №238 (1765)Межгосударственный авиационный комитет (МАК), ведающий сертификацией самолетов и аэропортов, а также расследованием авиапроисшествий, может лишиться этих прав. Этого опасается председатель МАК и акционер “Трансаэро” Татьяна Анодина. В конце ноября она попросила президента России Владимира Путина не передавать функции комитета государству.
“Вынуждена просить Вашей помощи”, — обратилась 27 ноября Анодина к Путину (копия ее письма вместе с резолюцией президента имеется в распоряжении “Ведомостей”). Более трех лет “любыми средствами, в том числе неправового характера” деятельность МАК пытаются разрушить. За этими действиями стоят “корыстные цели отдельных лиц и коммерческих структур”. Их имен и названий Анодина в письме не указывает. Зато она пишет, что в ноябре появилось поручение подготовить указ президента о передаче функций МАК государству. Это противоречит международному праву. Ведь МАК создан государствами СНГ и зарегистрирован в Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Поэтому лишить комитет полномочий невозможно без расторжения ряда межправительственных соглашений, в том числе со странами СНГ, США, Китаем, Индией, Евросоюзом, отмечает Анодина.
К тому же передача функций МАК государству приведет к “неоправданным финансовым и временным затратам” — к примеру, на создание новой системы сертификации. “Полагаю, что Вам не докладывались вышеуказанные последствия”, — пишет Анодина. Она просит “указаний” президента прекратить все действия, “противоречащие международным соглашениям России и ее интересам”. Путин переадресовал письмо премьеру Михаилу Фрадкову с одной лишь фразой: “Ваше мнение?”.
Генерал авиации Татьяна Анодина — бессменный председатель МАК. До этого работала начальником управления Министерства гражданской авиации СССР. Ее сын сенатор Александр Плешаков — основной владелец авиакомпании “Трансаэро” с оборотом почти в $530 млн. Сама Анодина, по данным авиакомпании, на начало года владела 3,25% акций компании. Представитель “Трансаэро” Сергей Быхал говорит, что о продаже этих бумаг он не слышал.
Получить комментарии Анодиной “Ведомостям” не удалось. В МАК, ИКАО и пресс-службе правительства от комментариев отказались. Но сотрудник Минтранса сказал “Ведомостям”, что ему известно о таком письме. Кто выдал ноябрьское поручение разработать указ о передаче государству функций МАК, в Минтрансе уточнить отказались. Но осенью министр транспорта Игорь Левитин уже предлагал правительству создать единое авиационное ведомство на базе Росавиации, куда должна перейти и часть функций МАК.
Юрист МИДа считает, что никаких правовых коллизий с лишением МАК части функций не возникнет. Россия вправе лишить МАК делегированных ему когда-то суверенных полномочий, утверждает он. Гендиректор “Ютэйр” Андрей Мартиросов тоже в этом большой беды не видит: “Лишь бы сертификацией техники и расследованием катастроф занимались разные ведомства”. Украина от ликвидации МАК не пострадает, уверяет сотрудник госдепартамента авиатранспорта республики. Ведь сертификацией и расследованием авиакатастроф в стране сейчас занимается госавиаслужба. Впрочем, начальник отдела департамента гражданской авиации минтранса Таджикистана Джамшед Ниязов говорит, что собственных ресурсов для сертификации и расследования катастроф у его страны, как и у других республик Центральной Азии, нет.
--------------------------------------------------------------------------------
ЧТО ТАКОЕ МАК
В декабре 1991 г. 12 бывших союзных республик (исключая Латвию, Эстонию и Литву) договорились совместно регулировать воздушное пространство, в том числе в части сертификации воздушных судов, международных воздушных трасс, аэродромов, систем аэронавигации и проч. и расследования авиапроисшествий. Для этого и был создан МАК. Финансироваться Комитет должен был за счет отчислений авиакомпаний и госбюджетов, а также сборов за аэронавигационное обслуживание и сертификацию. При этом полномочия МАК могли ограничиваться национальным законодательством. В 1992 г. указом президента России Комитет получил право сертифицировать самолеты и аэродромы и расследовать авиапроисшествия, затрагивающие интересы двух и более стран. В 1994-1997 гг. правительство России тремя постановлениями повысило статус комитета: МАК был приравнен к федеральному органу исполнительной власти в части сертификации и расследования авиапроисшествий на территории России, а Анодина получила статус федерального министра. А в 1995 г. МАК был освобожден от уплаты налогов и сборов на территории России.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...06/12/18/117834