СМИ обнародовали данные скорректированного бюджета
Минфин в 2016 году может потратить из Резервного фонда еще 1,2 трлн рублей, таким образом, в связи с падением цен на нефть, рецессией и ограничением доступа на внешний финансовый рынок, фонд может быть практически исчерпан к началу 2017 года, сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на материалы Минфина в понедельник, 2 марта.
Новые проектировки бюджета, оказавшиеся в распоряжении редакции, Минфин представит правительству 4 марта. Двукратное снижение прогнозируемой цены нефти, спад экономики и финансовые санкции против России потребуют потратить 3,1 трлн рублей из Резервного фонда в лучшем случае, говорится в материалах министерства.
Газета уточняет, что из 3,1 трлн рублей три четверти средств (2,3 трлн рублей) пойдут на компенсацию нехватки доходов, остальное — на замещение источников финансирования дефицита. Согласно расчетам Минфина, к началу 2017 года в фонде останется только 0,5 трлн рублей — около 3% годовых доходов 2017 года.
По данным газеты, деньги резервов нужны на финансирование «двойного дефицита» бюджета: нехватки (в сравнении с прежним планом) доходов, выпадения источников финансирования дефицита — поступлений от приватизации, займов и возврата бюджетных кредитов. Министерство уточняет, что дефицит в 2015 году составит 2,76 трлн рублей (3,8% ВВП) вместо планировавшегося осенью 431 млрд рублей (0,6%), в 2016 году — 994 млрд рублей (1,2%) вместо 476 млрд рублей (0,6%).
Расчеты сделаны исходя из среднегодовой цены на нефть в $50 за баррель в этом году и $65 за баррель в 2016 году. Минфин посчитал, что в 2017 году при росте цен на нефть до $70 за баррель. Резервный фонд можно будет пополнить на 111 млрд до 0,6 трлн рублей.
Доходов в сравнении с принятым осенью законом о бюджете будет меньше на 2,6 трлн рублей, или на 17,2%. При этом расходы сократятся всего на 1,9% — на 298 млрд рублей, несмотря на объявленный 10%-ный секвестр, отмечает газета. Первый заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко поясняла, что расходы урезаны на 1 трлн рублей за счет отказа и переноса инвестпроектов, пропуска индексации зарплат бюджетникам.
При этом пришлось увеличить другие траты — в том числе антикризисные, уточнял чиновник финансово-экономического блока. В соотношении к ВВП, который также упадет в сравнении с прежними прогнозами, доходы в 2015 году будут минимальными за последние 15 лет и составят 17%. Расходы даже возрастут: с 20%, планировавшихся осенью, до 20,8% — максимум без учета 2009 года, пишет газета.
Закон о федеральном бюджете на 2015 год, подписанный президентом Владимиром Путиным в начале декабря, предусматривает возможность использовать до 500 млрд рублей из Резервного фонда на покрытие выпадающих расходов. Согласно материалам Минфина, на начало 2015 года в резервном фонде было 5,35 трлн рублей. К началу февраля фонд увеличился до 5,86 трлн рублей ($85 млрд) при ослаблении рубля к доллару на 13%.
В конце декабря министр финансов Антон Силуанов говорил, что Минфин предложит Госдуме уточнить бюджет-2015, в том числе за счет изменения этого лимита. 27 февраля Силуанов сообщил, что министерство планирует обратиться к Госдуме с просьбой увеличить лимит на использование средств Резервного фонда в 2015 году с 500 млрд рублей до 3 трлн рублей.
news.mail.ru/politics/21236664/?frommail=1
В 2015 г. российские семьи потратят на продовольствие более 50% бюджетов
Подорожание продовольствия и сокращение доходов россиян приведут к тому, что по итогам 2015 г. расходы на покупку продуктов питания составят 50−55% всех трат российских домохозяйств — такой прогноз делают аналитики «ВТБ капитала» в обзоре российского продовольственного ритейла. Осенью 2014 г. на еду уходило около 36% бюджета средней российской семьи, но к концу года доля продовольствия в семейных расходах начала расти, так что по итогам всего года вышло уже 40%. Так резко этот показатель не рос даже в кризис 2008—2009 гг.
В феврале 2015 г., по мнению аналитиков «ВТБ капитала», Россия прошла пик продовольственной инфляции (21,8−22% в годовом выражении). Во II квартале, по их прогнозу, валютные курсы начнут стабилизироваться и производственный спад станет тормозить инфляцию, так что по итогам всего 2015 г. цены на продовольствие вырастут только на 9,6%.
Но и такой рост цен увеличит долю продовольствия в корзине потребительских расходов россиян, тем более что их реальные доходы сокращаются. В январе они уменьшились на 8% к тому же периоду 2014 г., а за весь 2015 г., по прогнозу «ВТБ капитала», снижение составит 6,8%. А значит, не миновать и сокращения трат — как продовольственных, так и непродовольственных, уверены аналитики инвестбанка.
Это уже и происходит, свидетельствуют данные Росстата. Оборот розничной торговли в России сократился в январе 2015 г. на 4,4% (год к году) — впервые с кризисного 2009 года. Продажи продуктов питания снизились на 5,5%, непродовольственных товаров — на 3,5%. Особенно сокращается спрос в региональных розничных сетях и несетевой рознице, отмечали ранее аналитики: у крупных участников рынка ниже издержки, а значит, больше возможностей конкурировать по цене.
В московских магазинах Spar потребление (в физическом выражении) сократилось в первые два месяца этого года примерно на 10% год к году, говорит гендиректор «Спар ритейла» Максим Гришаков. Особенно сократились, по его словам, продажи фруктов, овощей, алкоголя (в основном за счет вина и импортного пива), сыров, йогуртов. По итогам года потребление в московской сети Spar снизится на те же 10%, а цены вырастут примерно на 20%, ожидает Гришаков.
В целом российские семьи купят в этом году на 8,5% меньше товаров, чем в прошлом, считают аналитики «ВТБ капитала». Но для крупнейших продовольственных ритейлеров 2015 год может оказаться удачным, не исключают они, ситуация способствует консолидации участников рынка. В частности, его лидер — сеть «Магнит» сможет нарастить долю рынка по выручке на 1,6 п. п. до 8,9%, а X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») — на 0,4 п. п. до 6,5%, прогнозируют они.
Все не первоочередные статьи расходов попадут под сокращение, уверены опрошенные «Ведомостями» эксперты. Розничные продажи одежды, обуви и аксессуаров могут сократиться на 25−30%, считает гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. В прошлом году, по оценке ее компании, на одежду, обувь и аксессуары россияне потратили 2,252 трлн руб. (на 8% меньше, чем годом ранее). В среднем ценовом сегменте продажи упадут на 35−45%, в высоком — на 15−25%, в нижнем — на 10−15%, ожидает Лебсак-Клейманс; станет меньше крупных покупок, таких как верхняя одежда, меха.
Магазины бытовой техники и электроники пережили ажиотажный спрос в декабре 2014 г., а что будет в этом году, их представители предположить затруднились. «После нескольких недель падения в январе сейчас мы снова видим рост, но будет ли он устойчивым, можно будет сказать только после I квартала», — говорит сотрудник одного из ритейлеров. На рынке тяжелая ситуация, некоторые его участники будут вынуждены уйти, предрекал в прошлую пятницу основной акционер сети «Эльдорадо» — чешская PPF Group.
Аналитическая компания GfK Rus тоже не спешит делать прогнозы по рынку бытовой техники и электроники, но роста в натуральном выражении «мы не ждем», осторожна ее представитель Наталья Моржова. Продажи новых легковых автомобилей в 2015 г. (без учета легких коммерческих) сократятся на 35% до 1,52 млн, прогнозирует PwC.
news.mail.ru/economics/21234136/?frommail=1