От редакции: Уроки тактики
04.12.2006, №228 (1755)Импортеры лекарств с трепетом ждут наступления 2007 г. Они знают, что должны работать по-новому, но до сих пор не знают как: документы не готовы (см. статью ниже). С 1 января изменится порядок оформления импортных лекарств, а необходимой нормативной базы и соответствующих регламентов нет.
Очередной кризис может случиться и на алкогольном рынке. Реформа этой отрасли, прописанная в законе “О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”, рассчитана на несколько этапов, и на каждом этапе, с периодичностью в полгода, возникает системный кризис. Правительство в режиме форс-мажора разрешает его — до следующего этапа. В глаза бросается противоречие между стратегическими задачами, которые пытается ставить перед собой правительство, и тактическим подходом к работе.
Винные и ликероводочные заводы были парализованы дважды, в январе и в июле. Сначала проблемы были с порядком выдачи новых акцизных марок. Потом — с программным обеспечением Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) учета алкогольной продукции. Каждый раз чиновники продлевали сроки и смягчали условия выполнения новых требований, долго не могли решить, кого назвать виновным, Михаил Фрадков показательно бушевал на заседаниях. Очередной перенесенный срок — ввода ЕГАИС в автоматическом режиме — может быть снова сорван: до февраля заводы должны оснастить производство счетчиками спирта, а документ, устанавливающий порядок оснащения, пока не представлен Минфином.
Другой пример несовпадения стратегии и тактики — Лесной кодекс. С 1 января 2007 г. он должен будет вступить в силу — незадача в том, что кодекс неработоспособен без 50-60 подзаконных актов, за которые отвечает правительство. Кроме того, в основном законопроекте содержатся невыполнимые положения — например, перед проведением аукциона государство обязано провести кадастровую оценку продаваемого лесного участка, а деньги на это в бюджете 2007 г. не предусмотрены (по подсчетам экспертов, оценка 1 га обойдется в $100, т. е. понадобятся десятки миллиардов долларов).
Можно вспомнить также реформу ЖКХ, сроки отдельных этапов которой постоянно переносятся. Эксперты давно твердят о необходимости внятного стратегического планирования и отсутствии такового у нынешнего правительства. Тезис спорный: в России жесткое следование власти выбранной стратегии легко может обернуться директивной формой управления. А тактический характер регулирования делает систему более гибкой и учитывающей актуальные вопросы повестки дня.
Другое дело, что в основе действий правительства должны лежать неизменные ценности: некие специализированные “хорошо” и “плохо”. Нынешний кабинет, к сожалению, готов к перемене ценностей в зависимости от ситуации. У чиновников выработался условный рефлекс: они знают, что планировать что-либо даже на полгода (а не то что на три года) опасно — ветер может подуть в другую сторону.
Поручений становится все больше, и доля проваленных заданий растет. По статистике аппарата правительства, почти 40% поручений президента и премьера (5400 поручений) исполняются не в срок и не с должным качеством. В 2002 г. из 4300 поручений некачественно выполнено было 27% .
Ответственности же за неисполнение поручений вовремя по большому счету никто не несет. По итогам внедрения ЕГАИС три замминистра (экономического развития, финансов и сельского хозяйства) получили выговоры, а рынок потерял 13% в объемном выражении ($1 млрд). В свою очередь, ответственности не несет и правительство в целом: о такой рутинной демократической процедуре, как постановка вопроса о доверии правительству, вообще уже никто не вспоминает.
При таком низком качестве работы выбор между стратегией и тактикой становится виртуальным. Правительство неизбежно находится в состоянии позиционной обороны, латая дыры, проделанные своими же прежними решениями. Не случайно самый популярный министр у россиян — Сергей Шойгу.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...06/12/04/116967
Без лекарств
Александра Петрачкова
Ведомости
04.12.2006, №228 (1755) Без лекарств
Александра Петрачкова
Ведомости
04.12.2006, №228 (1755)
После Нового года российские аптеки рискуют остаться без импортных лекарств — медикаменты могут зависнуть на таможне. Режим их ввоза меняется, но новый порядок пока не подготовлен. Участники рынка рассчитывают, что чиновники успеют заполнить административные пробелы до конца года.
С 1 января 2007 г. меняется порядок оформления импортных лекарств, напомнила в минувшую пятницу Федеральная таможенная служба (ФТС). Уже почти три года назад правительство решило, что вместо обязательной сертификации лекарств надо будет декларировать их соответствие нормативам безопасности. “Однако до сих пор отсутствуют необходимая нормативная база и соответствующие регламенты”, — тревожится ФТС.
С нового года таможенники должны контролировать подлинность предоставляемых импортерами документов и достоверность содержащихся в них сведений. Но как это делать, они не знают. Сегодня в службе пройдет совещание с участием чиновников Минпромэнерго, Минэкономразвития, Росздравнадзора, Ростехрегулирования и Роспотребнадзора. На нем ведомства должны придумать, как сделать, чтобы лекарства не зависли на таможне.
Наделить ФТС правом требовать декларацию должно специальное постановление правительства, которого пока нет, отмечает консультант по правовым вопросам Ассоциации фармпроизводителей Светлана Завидова. Но есть опасность, что это не помешает таможенникам требовать документы, добавляет она. До сих пор непонятно, как декларировать условия производства и транспортировки до и после границы, говорит ведущий аналитик центра маркетинговых исследований “Фармэксперт” Давид Мелик-Гусейнов. По закону о техрегулировании требования к безопасности лекарств должны быть в техрегламентах, но они пока не приняты, отмечает Завидова. Регламенты разработаны, но когда они будут приняты, неизвестно, говорит чиновник Минпромэнерго. Непонятно, что именно нужно декларировать — серию или партию лекарств, нет списка лабораторий, где можно получать заключения об их качестве.
Импортные лекарства сейчас занимают 80% российского рынка, отмечает Мелик-Гусейнов. Но мгновенно исчезнуть из аптек они не должны, даже если начнутся проблемы с ввозом, добавляет он. На 1 сентября на складах хранилось импортных лекарств на $4 млрд — чуть больше полугодового объема продаж. “Надеюсь, что ведомства закроют пробелы до конца года”, — отмечает гендиректор аптечной сети “36,6” Артем Бектемиров.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...06/12/04/116978