06.05.2014 в 15:32
Пишет  quirischa:


...Если будет какое-нибудь тихое «потом», и уцелеют архивы, найдется, надеюсь, историк, который проследит, как со всех сторон ползли на огонь покрышек нового Майдана конъюнктурщики разных калибров. <...> Как менялись оценки в писаниях и речах мыслителей, верных государству российскому, - Майдан, напомню, сначала был «вакханалией нацистских боевиков», свергающих законную власть, потом превратился в «жест отчаяния простых людей, доведенных до предела коррупцией клана Януковича, и обманутых коварными лидерами», сейчас снова стал рассадником неофашизма, и это, конечно, не последняя из дающихся оценок. Как всплывал и тонул, и снова всплывал где-то в ростовских заводях легитимный президент Украины в соответствии с текущими представлениями Кремля об исторической необходимости. Как менялась терминология, как «сторонники федерализации» становились то «мирными жителями», то «пророссийскими активистами», то «повстанцами» в зависимости от требований момента…

Это ведь с самого начала была не очень хитрая игра в конструирование образа врага... Вот украинская деревня – чистая с кабанчиками, вот русская – и в ней пьяные кацапы в кандалах поют славу тирану. Или наоборот – над украинской знамя реет со свастикой и где-то в подвалах пытают народного мэра, а над русской – чистое небо, георгиевские ленты вьются и сияют лица юных матерей, уверенных, что фашизм не пройдет.

Беда не в том, что политики эту игру предложили. Когда они предлагали другую? Беда в том, что в нее втянулись люди, настоящие люди, живые люди, чтобы не сказать – народы. Незамысловатые пропагандистские ходы не просто сработали, пропаганда даже не инструментом для осмысления реальности стала (что уже было бы серьезной неприятностью), пропаганда заменила собой реальность. А это катастрофа.

Российский телевизор сегодня – кузница ненависти к украинцам. Но важно не это. Важно то, что телевизор россиянам уже не нужен, чтобы эту ненависть производить. В автобусах старушки ругают невежливых молодых людей бандеровцами. Фашисты поднялись из гробов, как в каком-нибудь треш-хорроре, но только каждый почти россиянин знает, что это не кино, и что фашисты эти – украинцы. Что украинец и есть фашист. Это с одной стороны. С другой – обильная, искренняя радость и веселые шутки по поводу людей, сгоревших в Доме Профсоюзов в Одессе. Доброхоты веселье это разнообразно пытаются оправдывать, но и сами знают, что никакие оправдания здесь не работают.

<...>

...как ни странно, некоторый итог происшедшему можно подвести. Потому что проблема из области политики ушла в область этики. Потому что слова – слова взаимной ненависти, презрения, расчеловечевания, - сказаны. Можно забыть говоривших, но не скоро забудутся слова. Вот он, итог: жили рядом два народа. Не без претензий взаимных, не без обид, но, в общем, спокойно. Даже по-дружески. А теперь рядом живут укропы и колорады. Бандеровцы и оккупанты. Фашисты и фашисты. И главное – естественно все как-то вышло. Почти незаметно.

И тут бы начать рассуждать, кто виноват, и кто первым начал. Это тоже важные, интересные вопросы, и у меня на них есть даже свои варианты ответов, но штука в том, что уже на третьей, если не на второй минуте обсуждения мы упремся все туда же, - в укропов и колорадов, в оскорбления, в ненависть, которая кажется теперь такой естественной, такой оправданной, такой неизбежной.

http://svpressa.ru/blogs/article/86936/


URL записи