Всеволод Кершенбаум: Приходится вести «борьбу» с чиновниками, считающими, что у нас «генетически» отсталое производство Всеволод Яковлевич, на состоявшемся недавно 1V международном нефтяном форуме «Нефть России: настоящее и будущее» Вы рассказали о конкурентоспособности продукции российского ТЭК. Как сегодня развивается отечественное машиностроение, составляющее основу продукции этой отрасли?
Сразу хочу сказать, что конкурентоспособность любого продукта – это сочетание многих факторов: цены, качества, эксплутационных затрат, бренда и многих других. Сегодня, что касается оборудования, мы конкурентоспособны только в цене. По другим параметрам мы в настоящее время в большей или меньшей степени отстаем. Если же рассмотреть, как идет развитие отечественного, нефтегазового машиностроения, то можно отметить две «вехи» за последнее время.
1987 год был для нефтегазового комплекса рекордным по объемам добытого сырья за всю историю (и СССР, и РФ), в тот период 98% технологического оборудования было нашего, отечественного производства, и по качеству лишь незначительно уступало зарубежным аналогам. Но, после развала СССР, уже в 1996 году наша отрасль переживала самые «черные» дни, были потрачены миллиарды долларов на импортные закупки для ТЭК, а наши машиностроительные мощности «лежали» без денег и заказов.
Сейчас постепенно мы возвращаем свои утраченные позиции, хотя приходится до сих пор вести «борьбу» с чиновниками, считающими, что у нас «генетически» отсталое производство и оборудование. Для этого, в частности, остро необходим пакет законов, который регулирует схему налогообложения и сферу технического регулирования (простите за тавтологию).
Интересно, а как обстоят дела в отрасли на законодательном уровне?
За рубежом, например, та доля прибыли нефтяников и газовиков, которая идет на повышение технологического уровня предприятий и вкладывается в машиностроение – эта часть прибыли подлежит льготному налогообложению. Мы 10 лет бьемся над тем, чтобы аналогичный закон был принят у нас. Мы докладывали эту проблему на всех уровнях Государственной Думы, на правительственных экспертных комиссиях, причем не встретили ни одного возражения – все соглашались. Но «всё уходит в песок». Закон о техническом регулировании, закон, который был принят в 2003 г., он должен был стать мощным инструментом, мощным рычагом экономических преобразований в нашей стране. И что получилось? Каков рычаг – таковы и преобразования. С 2003 года прошло уже более трех лет, но не создан до сих пор ни один технический регламент, имеющий отношение к машиностроительной продукции.
Страна сегодня живет без технических законов, ГОСТы отменены, законы о стандартизации и сертификации отменены, допустимость ГОСТа имеет, что называется, остаточный характер, нового ничего не создано. В стране по сути дела отсутствует государственная промышленная политика, и это как видно не волнует наших руководителей, наши властные структуры.
Очень важная проблема: конкурентоспособность предприятий, т. е.– когда идут тендеры, автоматически отсекаются те предприятия, которые не прошли процедуру сертификации. В нефтегазовом мире действует так называемая система «Ахиллес» – это международная система, которую совместно изобрели англичане и норвежцы. И это своего рода чистилище, это – мощный фильтр, который пропускает одни предприятия, и не пропускает другие предприятия при рассмотрении участников тендера. Вот характерный пример: 200 российских предприятий нашей отрасли 8 месяцев назад были подвергнуты анализу по этой системе «Ахиллес». Среди них было много предприятий, получивших зарубежную систему сертификации. Но из 200 предприятий было первоначально по критериям «Ахиллес» отобрано 12, а реально к участию в тендерах допущено только одно. Это свидетельствует о том, что многие предприятия относятся к формированию и сертификации систем менеджмента качества формально. Кроме того, из приведенного следует, что нас никто не ждет на рынке.
Всеволод Яковлевич, в последнее время происходит слишком много аварий, связанных с тем, что на рынке появилось множество подделок, некачественной продукции. А как в этом плане обстоит дело в отечественном машиностроении?
Да, к сожалению, на рынке сейчас находится громадное количество фальсификата. Я приведу такой пример – если взять рынок арматуры самого разного назначения, то эксперты установили, что фальсифицировано около 60% объема продукции, обращающейся на рынке. Буквально из металлолома изымают вышедшие из употребления образцы, делают минимальный косметический ремонт, и пускают такой «продукт» в производство.
Как избавиться от этого? В Союзе производителей нефтегазового оборудования мы, совместно с союзом нефтегазопромышленников, создали систему обработки, анализа и поиска добросовестного поставщика. Это аналог системы «Ахиллес», мы не претендуем на некую уникальность в этой части. Но уже есть определенные успехи, есть заключения зарубежных экспертов, которые полагают, что эта система – эффективная и у нее большое будущее.
Так все-таки, есть ли сдвиги в лучшую сторону на пути развития нашего машиностроения?
Мы с профессором А.И.Владимировым в 2004г. выпустили фундаментальную книгу под названием «Конкурентоспособность и проблемы нефтегазового комплекса». Прошло 2 года, и я решил посмотреть, изменилась ли ситуация в этой части. Если в 2004 г. уже стали появляться какие-то отдельные «островки конкурентоспособности», некоторые отдельные виды оборудования были конкурентоспособны, то сегодня, несмотря на ту картину, которую я вам обрисовал – а я намерено акцентировал внимание на негативных моментах – сегодня это – уже не только островки, это – архипелаги. Но до «континентов» нам еще далеко, предстоит еще очень большой путь. Самое главное, мы знаем, по какому вектору надо идти, чтобы поднять нашу продукцию до лучших зарубежных образцов.
24 ноября 2006
Кершенбаум Всеволод Яковлевич
http://opec.ru/comment_doc.asp?d_no=61934