Европа идет по стопам нацистов
В концлагерях из трупов делали мыло, шведы собираются производить «человеческий компост»
«Ну что, старик, в крематорий пора?» Достаточно циничный вопрос товарища Остапа Бендера получает несколько неожиданный и по-своему так же циничный ответ в современной Европе. Жители Старого Света могут после смерти загреметь не «в наш советский колумбарий», а в самую настоящую оранжерею. В том смысле, что из их тел сделают удобрения для цветов.
Как сообщает немецкий телеканал N24, соответствующая технология, разработанная шведскими биологами, уже запатентована более чем в 30 странах. Недавно власти одного из южных шведских городов уже распорядились превратить местный крематорий в цех по производству «человеческих удобрений». Технологическим процессом предусмотрено замораживание трупа до температуры жидкого азота, затем превращение холодных останков путем «механической тряски и дробления» в порошок, из которого в свою очередь удаляются лед и металлические примеси. Остаются «экологически чистые гранулы», которые служат прекрасной основой компоста для растений.
Автор изобретения считает, что оно будет иметь серьезный успех как по экологическим, так и по гуманитарным причинам. Дескать, до сих пор родственники умерших чувствовали «психологический дискомфорт». Теперь, наоборот, «будут испытывать светлые, теплые чувства, поливая прекрасный цветок, в который перешли молекулы человеческого тела». При этом «нет никакого противоречия с природой», поскольку трупы в естественных условиях все равно превращаются в гумус, но для этого требуется очень много времени. А тут процесс быстрый, в общем не особо хлопотный и к тому же экологически чистый, так как вредные металлы, а их в организме может скапливаться несколько грамм (в пломбах, протезах), заранее удаляются.
Как сообщается, к шведскому опыту в первую очередь проявили интерес в Нидерландах, что неудивительно, учитывая «продвинутость» голландцев и их восприимчивость к различным новациям. В данном случае интерес подстегивается очень высокой плотностью населения в этой стране и дефицитом мест не только под кладбища, но ипод колумбарии.
Можно сказать, что европейцы неустанно развивают технику захоронения в соответствии с требованиями практичного времени. В конце XIX века они возродили языческий обряд сожжения тел в виде крематориев – под предлогом борьбы с зараженностью различными болезнями трупов и эпидемиологической опасностью целых кладбищ (и растущим дефицитом места, само собой). В 40-е годы, согласно некоторым историкам и писателям, в гитлеровской Германии додумались трупы заключенных концлагерей перерабатывать в мыло (в результате родился знаменитый клич болельщиков «Судью на мыло»). Продукт весьма полезный, хотя, конечно, по сравнению с превращением бренных тел в компост для садов и оранжерей соответствующая идея выглядит довольно бледно. Польза новации доказана, и теперь на пути прогресса, по сути, остается только одно досадное препятствие – позиция христианской церкви, особенно католической конфессии, до сих пор критически относящейся к «языческим» способам погребения.
Между тем и в католической зоне влияния, например в Италии и Франции, количество крематориев до сих пор постепенно росло, а в протестантских странах, вроде Англии и Дании, ныне сжигается более 67% покойников. Что касается традиционно нехристианских стран, то там кремация еще более развита (в Японии почти 100%). Как и в постсоциалистических странах с подавленными религиозными традициями.
Новый, «скандинавский» обряд захоронения (наклевывается еще один шведский национальный бренд, в дополнение к спичке, стенке, столу и семье) грозит, в случае распространения по миру, спровоцировать обострение религиозной дискуссии. В том числе внутри христианских конфессий, где «либералы» до сих пор доказывали, что ни в Ветхом, ни в Новом Завете нет прямых указаний на «правильный» обряд погребения, а консерваторы говорили о многовековой традиции и необходимости когда-нибудь остановить наступление «безбожных прогрессистов».
По большому счету, технология превращения людей в растения сама по себе попахивает новой религией, являющейся следствием изменения европейской духовности, все более удаляющейся от христианских корней (вычеркивание авторами проекта европейской Конституции упоминания об этих самых корнях показательно). С одной стороны, тотальное торжество «общества потребления» с его девизом «Я покупаю, следовательно, я существую», с другой – всеобщая помешанность на экологических проблемах, породившая и Киотский протокол, и прочие «прогрессивно-ограничительные» идеи.
Впрочем, трудно сказать, будет ли новая шведская технология завоевывать мир семимильными шагами. В США, например, и строительство крематориев до сих пор сдерживалось из-за протестов населения (впрочем, во многом тоже под экологическими, а не под религиозными лозунгами). Но если все-таки завоюет, останется другой вопрос: что именно будут выращивать на человеческом прахе «продвинутые» родственники умерших. Вернее, до чего дойдут они в своем «прогрессизме». Ведь можно растить розы, можно апельсины, а можно коноплю.
Отдел общества
Иван Трегубов
Европа идет по стопам нацистов
В концлагерях из трупов делали мыло, шведы собираются производить «человеческий компост»
В концлагерях из трупов делали мыло, шведы собираются производить «человеческий компост»