Юлия Идлис
Свободная ассоциация брендов
О результатах интернет-конференции президента
На днях мне рассказали про сайт www.ravvin.ru, где можно задать любой вопрос настоящему раввину. В частности, кто-то спросил: «Правда ли, что Тору написал Заратустра?». И раввин ответил: «Нет. Да и не похоже».
Все-таки говорить на одном языке со своей аудиторией – великое умение, освоенное, пожалуй, только раввинами. Хотя тут, скорее, обратная ситуация: это аудитория говорит на их языке, выучив его по одесским анекдотам. А вот российскому электорату и его президенту анекдоты про Вовочку пока мало помогают.
Яндекс про Интернет-конференцию Путина пишет, что это «отражение интересов активной части общества на лето 2006» и добавляет, что результаты этого проекта «будут всегда открыты для анализа и просто увлекательного чтения». Не знаю про анализ, но чтение действительно увлекательное и познавательное. Такой транскрипт разговора слепого с глухим, или юридического лица – с физическим.
Путину задают вопрос о том, что он увидел в глубине души Джорджа Буша – а он отвечает про укрепление двусторонних отношений между Россией и США. Его спрашивают, может ли он прожить на 4000 рублей в месяц – а он говорит, что пенсии растут и будут расти. Его спрашивают про первый секс – а он твердит про последний.
Странно, что при таком раскладе самым популярным не стал вопрос «Папа, с кем ты сейчас разговаривал?»
Как и в любом диалоге человека с властью, то есть физических лиц с юридическим, ответы не представляют никакого интереса ни для одной из заинтересованных групп. Интересны вопросы. Из них уже построили всевозможные графики, вывели закономерности и сделали выводы относительно мнения активной части Интернет-пользователей. Но если относиться к этому проекту серьезно, придется согласиться, что, попадая в Интернет, нормальный вроде бы офисный работник от 25 до 35 начинает как человекоподобный робот интересоваться Медведом, божеством Ктулху или в крайнем случае мальчиком Никитой с его животом.
На самом же деле у Яндекса получилось никакое не исследование и не срез интересов, а самая масштабная за последние 10 лет игра в ассоциации. Список вопросов – это список вещей, с которыми у Интернет-пользователей ассоциируется бренд под названием «президент Путин». Чаще всего он ассоциируется у них с «армией, флотом и спецслужбами», «жильем», «ксенфобией» и «частной жизнью». При этом ассоциативный ряд «Путин - армия» достраивается огромными боевыми роботами, «Путин - жилье» - нищей молодой семьей на грани развода, «Путин - ксенофобия» - дискриминацией русских, а «Путин – частная жизнь» - мальчиком Никитой.
У многих бренд «президент Путин» ассоциируется с брендом «Ходорковский». Когда частное лицо становится президентом – одно дело, но вот когда частное лицо становится темой – совершенно другое. У нас много известных людей, но ни один из них не дал свою фамилию группе из десятков тысяч вопросов – ни какая-нибудь Пугачева, ни какой-нибудь Михалков. Или даже несколько Михалковых. То есть никто, кроме Ходорковского, не превратился из человека в тенденцию – кроме, конечно, «президента Путина».
Меньше всего это словосочетание ассоциируется у Интернет-пользователей с «тенденциями мировой экономики». Может быть, потому, что тенденции мировой экономики интересуют Интернет-пользователей так же, как «помощь Азии и Африке» или незримая масонская рука, правящая миром (вопрос, отнесенный в группу «тенденции мировой экономики»).
Все это можно концептуализировать до бесконечности, но понятно, что Интернет-конференция президента – не про мировую экономику и будущее российских вооруженных сил, а про повышение узнаваемости бренда в Интернете. На этой волне свободных ассоциаций самые разные бренды – от Яндекса и Ходорковского до Ктулху, Медведа и человекоподобных роботов – получили такое количество бесплатной рекламы, которое никому и не снилось. Ибо ничто народ не потребляет с такой охотой и в таких количествах, как своего президента, а с ним и все вышеперечисленное. Странно, что производители всевозможных потребительских товаров не накрутили себе вопросов про любимую марку машины или что лучше – молочный йогурт или сливочный творожок. Наверное, не хотят, чтобы их творожки и автомобили ассоциировались с брендом «Путин», а то ведь 2008 год не за горами.
В общем, в результате Интернет-конференции президента мы получили не ответы, как и ожидалось, а очередной пакет брендов, разрекламированных до уровня Интернет-мифологий. Про Ктулху это они зря, конечно – за права на него придется судиться с родственниками Лавкрафта, - но вот остальные бренды из топ-десятки имеют все шансы.
Я бы теперь на месте мелких и средних предпринимателей срочно зарегистрировала журнал «МЕДВЕД», торговую марку «Никита» и компанию по разработке компьютерных игр «Робот-пограничник». А то ведь разберут.
12 июля 2006, 09:43
http://www.polit.ru/culture/2006/07/12/conference.html