Российские СМИ в целом не обеспечивали честное и объективное освещение предвыборных кампаний периода парламентских выборов 2003г. и президентских выборов 2004г. Такой вывод сделан в отчете, подготовленном Союзом журналистов по результатам мониторинга освещения в СМИ указанных выборов. И в ходе выборов в Госдуму, и в ходе президентских выборов большая часть эфирного времени и газетных площадей уделялась действующему президенту РФ Владимиру Путину и пропрезидентской партии "Единая Россия", подчеркивают авторы отчета.
результаты мониторинга
В среднем доля газетной площади, предоставленная шести центральными изданиями партии "Единая Россия", составила 28,1%, СПС получил 24,7%, партия "Яблоко" - 15,4%, ЛДПР - 8,2%, КПРФ - 3,6%. Наиболее показательны в этом отношении "Российская газета" ("Единая Россия" - 24%, СПС - 18%, ЛДПР - 8%, "Яблоко" - 3%, блок "Родина" - 1%) и газета "Труд" (31% - "Единая Россия", 19% - ЛДПР, 11% - "Яблоко" при полном отсутствии внимания к КПРФ, "Родине" и СПС).
Государственные каналы вещания в целом соблюдали требования о предоставлении бесплатного эфирного времени всем кандидатам, однако за рамками этого эфирного времени открыто поддерживали "Единую Россию". Так, за четыре недели до выборов государственный телеканал ОРТ отвел 19% эфирного времени на репортажи о "Единой России" в положительном либо нейтральном ключе. За тот же период КПРФ было отведено 13% эфирного времени, информация поступала в основном с негативным уклоном. Два других государственных телеканала поступили аналогичным образом. Частные средства вещания (НТВ и "Рен-ТВ" обеспечили более равномерное освещение событий с учетом более разнообразных точек зрения.
При освещении деятельности кандидатов в президенты РФ федеральные каналы 47% эфирного времени уделили действующему главе государства Владимиру Путину (Н.Харитонов - 12%, О.Малышкин - 11%, И.Хакамада и С.Миронов - по 10%, С.Глазьев - 8%, И.Рыбкин - 2%). При этом в аналитических программах Первого телеканала и РТР доля В.Путина была близка к 100%.
Доля объемов публикаций о кандидате в президенты РФ В.Путине в общероссийских газетах составила 66% (8% - С.Глазьев, по 7% - И.Рыбкина и Н.Харитонова, 6% - И.Хакамада, 4% - О.Малышкин, 2% - С.Миронов). Наибольшее количество газетных полос В.Путину предоставили газеты "Труд", "Московский комсомолец", "Комсомольская правда", а также "Российская газета".
Соотношение публикаций о кандидатах в президенты РФ в региональной прессе представляло следующую картину: 70% материалов было посвящено В.Путину, 16% - С.Миронову, 6% - С.Глазьеву, 5% - И.Хакамаде, 2% - Н.Харитонову, 1% - О.Малышкину при отсутствии всякого внимания к кандидату в президенты И.Рыбкину.
Соотношение материалов о кандидатах в президенты РФ на региональных телеканалах выглядит следующим образом: 28% пришлось на долю С.Миронова, 27% - В.Путина, 21% - Н.Харитонова, 18% - О.Малышкина, 5% - И.Хакамады, 1% - С.Глазьева при отсутствии какого-либо внимания к деятельности И.Рыбкина.
Мониторинг освещения парламентских выборов проходил с 1-5 декабря 2003г., а мониторинг президентских выборов - с 22 февраля - 12 марта 2004г.
статья взята с РБК