Мечты Сахалина
Екатерина Шохина
Ведомости
19.06.2006, №109 (1636)Чиновники Сахалина собираются за ближайшие 15 лет привлечь на остров $60 млрд инвестиций. Они достанутся не только ТЭКу — увеличение транспортной доступности острова сделает его привлекательным для туристов. Для реализации стратегии остров может получить федеральные преференции.
Администрация Сахалинской области планирует до 2020 г. превратить остров в большой Кувейт. 15-летняя стратегия развития региона, которая вскоре будет представлена Минэкономразвития и Минрегионразвития, предполагает рост его экономики в 3,2 раза — за счет развития энергетики, рыбной и лесной промышленности, туризма и транспорта. Быстрый рост обеспечат $40-60 млрд инвестиций, 80% которых придется на нефтегазовый комплекс, отмечает руководитель департамента регионального развития представительства области в Москве Марина Удачина.
Оптимизм сахалинцев не лишен оснований. В действующие уже нефтегазовые проекты “Сахалин-1” и “Сахалин-2” вложено $12,8 и 11,5 млрд соответственно. Проекты “Сахалин-3, 4 и 5” потребуют $10-15 млрд инвестиций каждый, отмечает Удачина. В строительство газохимического комплекса (среди выразивших желание заняться им — японская компания Mitsui) будет инвестировано порядка $100 млн, столько же — в целлюлозно-бумажный комбинат на севере острова. С проектами в сфере туризма и рыбопереработки ясности меньше. Сахалинцы собираются предложить рыбалку, охоту и горные лыжи тем, кто едет на Камчатку.
Условие будущего благоденствия — транспортные проекты. Переустройство железной дороги с японского стандарта колеи на российский (объем инвестиций — 40 млрд руб., инвестор — РЖД) снизит себестоимость перевозок на 30%. Замахнулись сахалинцы и на строительство тоннельного перехода, связывающего остров с российским материком, и моста — с японским Хоккайдо (стоимость — 250 млрд руб., отмечает научный руководитель Института региональной политики Ольга Кузнецова). Требуемый на это объем инвестиций более чем вдвое превышает нынешний объем инвестфонда, констатирует директор Института региональной политики Булат Столяров.
Но чиновникам амбициозные планы по душе. Сахалин может претендовать на статус производственной, туристско-рекреационной и портовой особой экономической зоны (ОЭЗ), а также на деньги инвестфонда, заявил замглавы РосОЭЗ Максим Быстров. На деньги инвестфонда будет претендовать проект переустройства колеи, говорит Удачина.
Но рост экономики Сахалина будет зависеть от добычи нефти и газа, отмечает Столяров, по оценке которого в ТЭК будет вложено $52-67 млрд инвестиций. Впрочем, проекты “Сахалин 3-5” еще не начали реализовываться, а правительство не спешит проводить отбор инвесторов, замечает представитель одной из работающих на острове нефтяных компаний.
С реализацией остальных проектов тоже могут возникнуть трудности. На мировом рынке рыбы есть спрос на свежую и замороженную рыбу, а выпуск продуктов глубокой переработки востребован лишь внутри страны, отмечает Кузнецова. А превращению Сахалина в туристическую Мекку помешает удаленность региона и высокая стоимость отдыха, добавляет она. Вряд ли окажется рентабельным и проект строительства мостов, отмечает директор департамента ФБК Игорь Николаев: “Не будет такого товарооборота, который его окупит”.
Недавно Николаев проанализировал почти все разработанные в российских регионах стратегии развития. Связи между наличием стратегии и темпом развития региональной экономики он не обнаружил.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...06/06/19/108158