Коммунисты-авангардисты
Зюганов переделает КПРФ на американский манер
Кира Латухина
Ведомости
19.06.2006, №109 (1636)Коммунистов стало так мало, что до следующих выборов партия может не дожить. К такому печальному выводу пришел лидер партии Геннадий Зюганов и придумал рецепт спасения: создать костяк эффективных партменеджеров и сделать ставку на беспартийных. Это закончится сменой бренда и лидера партии, прогнозируют эксперты.
--------------------------------------------------------------------------------
По данным КПРФ, на начало этого года партия насчитывала 184 000 членов. Почти половина (48%) – старше 60 лет, моложе 30 лет лишь 7%. Средний возраст рядового члена компартии – 58 лет.
--------------------------------------------------------------------------------
В субботу на VII пленуме ЦК КПРФ коммунисты определяли будущий образ партии. Основной доклад зачитывал Зюганов, хотя обычно он выступает с речью лишь на съездах, а на пленумах слово держат его заместители. “Под вопрос ставится само существование нашей партии как массовой политической организации”, — огорошил соратников Зюганов и признал, что ряды коммунистов стремительно редеют.
В 2005 г. “естественная убыль в партии составила 21 000 человек”, сетовал Зюганов, а новые партбилеты получили всего 9800. Эксперты подсчитали: при нынешней численности КПРФ может получить на предстоящих выборах в Госдуму лишь 4-5 млн голосов (7-8%), сгущал краски Зюганов, а для удержания электорального ядра в 11-12 млн (18-20%) нужна численность в 400 000-420 000. По словам лидера коммунистов, чтобы решить эту задачу, в течение пяти лет нужно ежегодно принимать в партию по 100 000 человек. Это в 10 раз больше, чем сейчас. В идеале численность рядов вообще должна вырасти втрое — до 610 000, отметил лидер КПРФ.
При нынешних методах работы и ориентации на экстенсивный путь развития (ежегодный прием на уровне 10% численности партии) эту задачу не решить, констатировал Зюганов и предложил кардинально поменять весь арсенал средств работы, взяв за образец американские партии. “Побеждать надо не числом, а уменьем”, — подчеркнул Зюганов. В отличие от “Единой России”, которая недавно рапортовала о рекордной — миллионной численности, коммунисты будут строить “партию авангардного типа”, когда на постоянной основе работает лишь малочисленный профессиональный аппарат. Действует он через парламент, профсоюзы, ведет агитацию среди населения (для этого будет введен институт парторганизаторов — партийных эмиссаров). Во время выборов аппарат набирает людей для работы, при этом они могут и не быть членами партии. Уже сейчас в обкомах начинается обучение резерва партактива, а в ближайшее время межрегиональные факультеты кадровой подготовки откроются в каждом округе. Также окончательно оформится институт сторонников КПРФ.
Структура партактива тоже подвергнется реформе. Появится пять новых направлений: организационное, информационное, социальное, экономическое и депутатское. Все первички будут организованы не по территориальному принципу, а по функциональному: одни ячейки будут вести пропаганду, другие — заниматься хозяйством, третьи — участвовать в митингах.
Коммунисты хотят сделать партию более мобильной, поясняет Дмитрий Бадовский из НИИ социальных систем. По его словам, содержание и воспроизводство модели с обкомами для КПРФ накладно: старые кадры тормозят привлечение новых, их содержание затратно. Зато институт сторонников эффективен: люди могут быть не готовы стать членами КПРФ, но в период избирательной кампании могут отдавать им свои голоса, заключает он.
КПРФ приходится искусственно сокращать свою численность, потому что власть давит на рядовой состав коммунистов на местах, считает Юрий Коргунюк из фонда “Индем”. К тому же до середины XX в. массовые партии могли себя обеспечивать за счет взносов, сейчас это невозможно в том числе из-за сокращения численности партий, добавляет эксперт. На пленуме Зюганов призвал однопартийцев “быть предприимчивыми” — общая годовая финансовая потребность КПРФ составляет около 100 млн руб. Сейчас общая сумма парткассы втрое меньше.
Коммунисты демонстрируют готовность перестраиваться под новые условия и задачи — и все это закончится сменой устаревшего бренда, а возможно, и выдвижением нового лидера, прогнозирует Бадовский.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...06/06/19/108153