От редакции: Политика цен
16.08.2010, 151 (2669)
Тепловой удар по ценам на продовольствие предоставил Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву новую возможность для укрепления рейтингов. Пока Медведев воюет с молокозаводами, разбираясь, из чего складывается цена в пути от коровы до прилавка, Путин разоблачает производителей хлеба и переработчиков зерна. Заодно заставили нефтяников продавать крестьянам бензин со скидкой. Бальзам на сердце телезрителей. Учитывая засуху, имиджевый эффект от этой борьбы двойной, указывают политологи.
Но, придя в магазин за продуктами, те же телезрители сильно удивятся. И не только ценам, которые почему-то все равно растут. А еще и возможному дефициту на прилавках. Причина проста: методы, которыми власти пытаются воздействовать на ценники, совершенно не эффективны.
Это ясно даже без сложного экономического анализа — достаточно вспомнить практику прошлых лет. В октябре 2007 г. производители и торговые сети обязались зафиксировать на полгода цены на хлеб, кефир, молоко, подсолнечное масло и куриные яйца, но все полгода эти продукты дорожали быстрее остальных. Прирост цен в ноябре 2007 г. — марте 2008 г. составил 14,6% по «замороженным» товарам против 11,8% по продовольствию в целом.
Чтобы понять, почему так происходит, рассмотрим способы, с помощью которых власти осуществляют ручное управление ценами. Их всего два: либо натравить на «жадную» отрасль Федеральную антимонопольную службу, либо по советской традиции вызвать представителей отрасли (лучше вместе со смежниками) на ковер и приказать заморозить цены.
Печально даже не то, что эти способы отражают полнейшее неверие наших властей в рыночные механизмы и, по сути, являются махровым «совком». Гораздо печальнее то, что эти методы не работают.
Антимонопольное регулирование в качестве способа регулирования цен многими современными экономистами признается неэффективным. Исследование Кейт Хилтон и Фей Дэн из Бостонского университета «Антимонопольное законодательство мира» (Antitrust Around the World: An Empirical Analysis of the Scope of Competition Laws and Their Effects), проведенное в 2007 г. на основе данных из 102 стран, доказало, что жесткость антимонопольного регулирования страны вообще не влияет на уровень цен в этой стране. К тому же в России антимонопольное расследование — это просто повод для запугивания производителей, а не способ создания среды для честной конкуренции.
При этом все без исключения экономисты признают, что государственное регулирование цен опасно для потребителей: оно приводит к дефициту товаров, ухудшению их качества, способствует возникновению черного рынка с еще более высокими ценами, чем до введения госрегулирования. Поэтому, регулируя цены на «социально значимые» товары, правительство наносит вред в первую очередь самым незащищенным потребителям.
Например, мы все являемся потребителями услуг здравоохранения, где цены регулируются государством. Дефицит, низкое качество услуг и завышенные цены в частном секторе здравоохранения — отличное доказательство правоты экономистов.
Регулирование цен плохо еще и тем, что по определению отстает от их роста. Например, решение о контроле над ценами на подсолнечное масло в октябре 2007 г. было принято, когда они уже взлетели почти в полтора раза. То же самое сейчас происходит с ценами на хлеб и молоко. При этом продавцы, заморозив цены на один товар, компенсируют потери за счет других. Поэтому потребители, немного сэкономив на молоке, неизбежно переплатят за мясо или гречку. А главное — после отмены моратория на повышение цен, стремясь компенсировать месяцы убытков, продавцы наверстывают упущенное. После отмены моратория в мае — июне 2008 г. цены на «замороженные» продукты взлетели вдвое сильнее, чем на остальные.
Товары, на которые в России время от времени накладываются ценовые ограничения, составляют менее 5% потребительской корзины. Чтобы укрощение одних цен не приводило к повышению других, придется настолько расширить список регулируемых товаров, что это будет означать возвращение во времена Госкомцен СССР
www.vedomosti.ru/newspaper/article/243678/polit...
Хлеб и молоко пошли в дело
Не прошло и суток после того, как президент Дмитрий Медведев велел чиновникам разобраться с повышением цен на молоко, а мэр столицы Юрий Лужков — на хлеб, как Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила о возбуждении по всей стране дел против производителей
Ирина Скрынник
Елена Виноградова
Луиза Игнатьева
Ведомости
16.08.2010, 151 (2669)Хлеб и молоко пошли в дело
Не прошло и суток после того, как президент Дмитрий Медведев велел чиновникам разобраться с повышением цен на молоко, а мэр столицы Юрий Лужков — на хлеб, как Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила о возбуждении по всей стране дел против производителей
Ирина Скрынник
Елена Виноградова
Луиза Игнатьева
Ведомости
16.08.2010, 151 (2669)
Чем грозит ФАС
Предприятиям грозит штраф от 1 до 15% оборота. Если ущерб, нанесенный ценовым сговором, превысит 1 млн руб., может быть возбуждено уголовное дело за ограничение конкуренции (ст. 178 УК, наказание – до 7 лет лишения свободы).
На прошлой неделе антимонопольные органы начали серию расследований в связи с ростом цен на продукты.
Московское управление ФАС объявило о возбуждении дела по факту повышения цен на хлеб в отношении трех хлебокомбинатов, аффилированных друг с другом, — хлебозаводов № 28, 24 и 22. По данным управления, в июле хлеб подорожал примерно на 20% — причем производители повысили цены на пшеничный и ржаной хлеб синхронно и на сопоставимую величину.
Подорожание зерна не могло спровоцировать такой сильный рост цен на хлеб, считает руководитель столичного УФАС Владимир Ефимов. Гендиректор хлебозавода № 28 Сергей Косяк ссылается на увеличение затрат на муку. По его словам, с 1 июля по 10 августа формовой ржано-пшеничный хлеб подорожал на 16%, а батонообразные изделия — на 4% из-за роста отпускных цен на муку: ржаную — на 179,2%, высшего сорта — на 198%.
Оптовые цены на муку проверят в Татарстане — УФАС заявило о возбуждении дела в отношении трех производителей: «Казаньзернопродукта», Набережно-Челнинского комбината хлебопродуктов и «Бурундуковского элеватора». По данным министерства сельского хозяйства и продовольствия Татарстана, в июне 1 т муки обходилась местным хлебопекам в 6500-7500 руб., в июле — уже в 9500-12 000 руб., сейчас цены доходят до 14 000 руб., рассказала представитель УФАС.
Гендиректор Набережно-Челнинского комбината хлебопродуктов Алмаз Шарипов не считает рост цен спекулятивным: из-за засухи в июне — июле закупочные цены на пшеницу подскочили в два раза: с 3500-3700 руб./т до 7100 руб./т с доставкой.
У ФАС есть и другие дела, связанные с необоснованным повышении цен, говорит начальник управления службы Теймураз Харитонашвили: тульское управление возбудило дело в отношении производителей муки, а красноярское — «Юнимилка». Представитель компании отказался от комментариев.
Не исключены и новые дела, предупреждает Харитонашвили. Одно дело, связанное с завышением цен, готовится к возбуждению в УФАС по Ленинградской области, сообщила его представитель, не рассказав подробностей. Московское УФАС проверит все 15 столичных хлебозаводов, обещает Ефимов: управление за полтора месяца изучит всю цепочку. Если причина подорожания хлеба — рост цен на муку, то нарушения служба будет искать на мелькомбинатах, если мука дорожала из-за необоснованного роста цен на зерно, то отвечать будут зерновики, подчеркивает Ефимов. Внутренние цены не должны расти, уверен он: гибель части урожая компенсируется запретом на экспорт, кроме того, большинство производителей и мелькомбинатов используют сырье, закупленное до июля.
У хлебозаводов нет мощностей для хранения больших объемов муки, поэтому обычно запасы расходуются меньше чем за неделю, возражает председатель совета директоров КБК «Черемушки» Сергей Щедрин. Он признает, что его компания в начале августа подняла цены на хлеб на 10-12%: «Но ведь мы 1 июля муку закупали по 6,72 руб./кг, а 13 августа — уже по 13,6 руб./кг, и это еще выгодная цена, а подняли цены на хлеб всего лишь на 10-12%, когда должны были на все 25%». Подорожало и зерно, напоминает топ-менеджер одного из мелькомбинатов.
В последние две недели поставщики начали требовать от ритейлеров повышения закупочных цен, в том числе на продукты, производство которых не могло напрямую пострадать от засухи, рассказывает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский: средний диапазон — на 5-15%. Крупные ритейлеры пока сдерживают рост цен (например, «Седьмой континент» отказался от закупок продукции «Юнимилка» и Danon из-за повышения цен на 5-30%. — «Ведомости»), утверждает Белоновский, а мелкая розница вынуждена принимать условия поставщиков. Если прессинг поставщиков продолжится, цены могут повыситься и в крупных сетях, считает он
www.vedomosti.ru/newspaper/article/243660/hleb_...
От редакции: Политика цен
От редакции: Политика цен
16.08.2010, 151 (2669)
Хлеб и молоко пошли в дело
Не прошло и суток после того, как президент Дмитрий Медведев велел чиновникам разобраться с повышением цен на молоко, а мэр столицы Юрий Лужков — на хлеб, как Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила о возбуждении по всей стране дел против производителей
Ирина Скрынник
Елена Виноградова
Луиза Игнатьева
Ведомости
16.08.2010, 151 (2669)
16.08.2010, 151 (2669)
Хлеб и молоко пошли в дело
Не прошло и суток после того, как президент Дмитрий Медведев велел чиновникам разобраться с повышением цен на молоко, а мэр столицы Юрий Лужков — на хлеб, как Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила о возбуждении по всей стране дел против производителей
Ирина Скрынник
Елена Виноградова
Луиза Игнатьева
Ведомости
16.08.2010, 151 (2669)