Минфин против скидок
Светлана Иванова
Ведомости
06.04.2006, №60 (1587)Излишняя щедрость компаний к клиентам может стать поводом для налоговых претензий. По мнению Минфина, нельзя списывать на себестоимость скидки, предоставленные покупателям услуг, например за большой объем заказа. Радовать клиентов компании должны за свой счет, полагают чиновники. Компании отказываться от скидок не намерены, а переписав контракты, они по-прежнему смогут экономить на налогах, успокаивают консультанты.
До 2006 г. скидки были вне закона: компании считали их экономически оправданными расходами, а налоговики — нет. Чтобы прекратить споры, Госдума прошлым летом приняла поправки в Налоговый кодекс, которые разрешили уменьшать базу налога на прибыль, списывая на расходы скидки, “предоставленные продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора”.
Ко всеобщей радости налогоплательщиков, эта норма начала действовать с нового года. “У нас не было сомнений в том, что нововведение касается как товаров, так и услуг”, — говорит менеджер Национальной логистической компании, которая оказывает транспортные услуги крупнейшим московским торговым сетям.
Но 2 февраля 2006 г. замруководителя налогового департамента Минфина Александр Иванеев выпустил письмо, которое запрещает пользоваться этой нормой компаниям, предоставляющим услуги. Иванеев ссылается на Гражданский кодекс, по которому продавец и покупатель являются сторонами договора купли-продажи. “А стороны договора возмездного оказания услуг — исполнитель и заказчик, про которых в Налоговом кодексе ничего не говорится”, — рассуждает Иванеев. На этом основании он делает вывод, что норма о скидках на услуги не распространяется. А значит, при расчете налога на прибыль компания должна учитывать выручку, как если бы заказчик оплатил услугу по обычной, а не по “специальной” цене.
Теперь сервисные компании, которые решили, что они вправе списывать скидки на расходы, могут столкнуться с налоговыми претензиями, прогнозирует адвокат Baker & McKenzie Юрий Воробьев. “Мы рассылаем информационные письма Минфина по налоговым управлениям на местах, инспекции обязаны следовать этим указаниям”, — подтверждает сотрудник налоговой службы.
“Скидки — очень важный инструмент борьбы за заказчика, ими пользуются все”, — сокрушается финансовый директор сети химчисток. Значительная доля дохода химчисток формируется не за счет клиентов-граждан, а за счет крупных заказов от железнодорожников, ресторанов, гостиниц, поясняет она: “Таким клиентам часто предоставляются серьезные скидки, чтобы привлечь к себе внимание, заинтересовать перспективного клиента, поощрять рост объема заказов”.
А скидок, которые предоставляют клиентам операторы связи, настолько много, что для их описания компании издают объемные справочники, рассказывает сотрудник “Ростелекома”. Он затруднился подсчитать, какова доля скидок в выручке его компании, но сообщил, что размер дисконта доходит до 20%.
Впрочем, письмо Минфина создаст проблему только тем компаниям, которые сначала отражают выручку полностью, а потом вычитают из нее расходы по скидкам, надеется сотрудник “Ростелекома”. “Если же отражать выручку сразу с учетом скидки, налоговых последствий не возникает”, — уверен он.
Воробьев тоже советует переписать договоры с клиентами так, чтобы в них фигурировала цена уже с учетом скидки. А если дисконт дается за выполнение каких-то условий — например, определенной величины заказа, — это надо предусмотреть в том же договоре, рекомендует Воробьев.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...06/04/06/104970