Григорий Гриценко
Украинская экономика в нефтегазовых клещахЭкономическая ситуация на Украине, даже по признанию официальных источников, близка к кризисной. Объем промышленного производства в январе сократился почти на 3% (по сравнению с январем 2005 года), объем перевозок грузов упал на 4%, объем перевозок пассажиров – на 1,6%. Несмотря на то что уже по статистическим данным за прошлый год можно было понять, что тенденция экономического развития Украины существенно поменялась, такое резкое ухудшение ситуации не воспринималось как обязательное. Сейчас же вероятность того, что индустриальный комплекс Украины свалится в глубокую депрессию, достаточно высока.
Изменения в хозяйстве Украины выглядят тем более неожиданными, что еще в 2004 году можно было говорить о некоем «украинском экономическом чуде». При росте ВВП в 2002 году на 4,8% в 2003 году его увеличение составило 9,4%, а в 2004 году – вообще 12%. И, как многим казалось, прошедшая «оранжевая революция» должна была только ускорить темпы экономического преобразования. Но второго чуда не случилось. Оптимизм иностранных инвесторов быстро утих, кампания по переделу собственности привела к массовым конфликтам на предприятиях и перебоям в производстве, а желание нового правительства показать свою заботу о народе привело к серьезным провалам в работе рыночных механизмов. И, как результат, темп роста ВВП в ушедшем году составил только 2,6%.
Понятно, что высокие темпы роста в прошлые годы были связаны как с «эффектом базы», то есть отсчетом показателей от очень низкого уровня, так и с общим увеличением мирового спроса, который распространился и на промышленность Украины, дав ей возможность увеличить предложение. Также понятно, что через некоторое время рост все равно бы застопорился, потому что для его постоянного продолжения нужны новые производственные мощности, а строить их вроде бы никто не собирался. Поэтому после исчерпания имеющегося производственного задела прирост продукции прекратился, но то, что это прекращение произойдет так быстро, никто, кажется, не ожидал - хотя бы потому, что до полной загрузки производственного аппарата еще далеко, а мировой спрос постоянно продолжает генерировать предложение. Но падение темпов роста ВВП в прошлом году, которое можно было бы списать на «политическую перестройку», не закончилось и, судя по всему, будет продолжаться дальше. Хотя многое может зависеть от результатов выборов 26 марта.
На экономическую жизнь Украины теперь будет оказывать влияние очень мощный фактор – резко выросшие цены на российский газ. При этом совершенно не важно, будут они продолжать расти дальше или все ограничится применением текущей схемы - $95 за 1000 куб. м в нормальных условиях и $230 за 1000 куб. м за сверхлимитный отбор. Главное - то, что промышленность и коммунально-бытовой сектор Украины лишились гигантской субсидии, которую им выплачивала российская газовая промышленность.
Конечно, хозяйственными руководителями Украины будут предприняты попытки как-то эту недостачу компенсировать. Наверняка кто-то попытается организовать кампанию по расширению украинского экспорта в Россию, чтобы иметь больше ресурсов для оплаты газа, или, наоборот, захочет заместить топливный газ углем, или даже попытается переложить газовую проблему на иностранных инвесторов, продав им по дешевке энергоемкие промышленные объекты. Вариантов экономической политики здесь может быть много, но ситуацию они принципиально не изменят – Украина лишилась российской «газовой субсидии», и поэтому ее национальное производство и доход сократятся на ту же величину или даже больше.
При этом «газовыми страданиями» факторы ухудшения экономической ситуации не ограничиваются. Украина зависит еще и от российской нефти. И если начнутся ограничения ее поставок, то тогда кризисные явления проявятся еще ярче. Собственно говоря, динамика производства на украинских нефтеперерабатывающих заводах уже сейчас не внушает оптимизма. Если в 2004 году они выработали 5 млн тонн автомобильного бензина, 6,3 млн тонн дизельного топлива и 7,8 млн тонн топочного мазута, то в 2005 году показатели выработки ухудшились: бензина произвели 4,6 млн тонн, дизельного топлива – 5,3 млн тонн и мазута – 5,8 млн тонн. Понятно, что такое сокращение производства напрямую связано с сокращением поставок нефтяного сырья из России. Правда, тут можно гадать, чем было вызвано это сокращение, но наиболее вероятным кажется все-таки вариант переключения поставок на более выгодные европейские рынки. Да и торможение производства нефти в России тоже является не последним фактором в уменьшении ее поставок на украинские НПЗ, как в настоящем, так и в будущем. Понятно, что российские нефтяные компании в первую очередь будут загружать сырьем заводы, находящиеся на территории России, а уже потом – на территории Украины. Кроме того, украинское руководство (как прежнее, так и нынешнее) постоянно чинит препятствия реэкспорту нефтепродуктов, что наверняка является еще одним фактором, ограничивающим поставки российской нефти.
Таким образом, кризисные явления в украинской экономике во многом связаны с нефтегазовыми клещами, в которые она оказалась зажатой. А значит, дальнейшее ее развитие будет во многом зависеть от умения ее политических руководителей, перевыборы которых пройдут 26 марта, достичь нужный договоренностей с российскими поставщиками. Если в результате выборов у власти окажутся договороспособные управленцы, то клещи могут быть разжаты. А если не договороспособные - можно прогнозировать переход кризиса в стадию коллапса.
http://www.polit.ru/author/2006/03/20/ukraina.html