А-а!..
Люк Бессон лично привез в Москву свой новый фильм "Ангел А"Запутавшийся в паутине вранья, долгов и криминального мира, опустившийся и несчастный, Андре (Жамель Деббуз) решает свести счеты с жизнью. Он уже готов спрыгнуть с одного из парижских мостов, как вдруг идит, что девушка (Ри Расмуссен), рядом тоже хочет совершить самоубийство. Нерешительный главный герой пропускает вперед даму, которая спокойно бросается в Сену. Андре - прыгает вслед и спасает незнакомку. Вылезая из воды, неудавшийся самоубийца раздраженно бросает: "Черт, спокойно умереть не дают". Так происходит знакомство с девушкой, которая впоследствии станет его добрым ангелом. Сюжет фильма был бы совершенно банальным, если бы спасенная действительно не была бы ангелом. То есть с неба.
Правда Бессоновский ангел несколько напоминает беса или по крайней мере знаменитую "Никиту". Главная героиня нового фильма не только не только очаровательна, но и обладает богатырской силой, прекрасно дерется, безумно сексуальна и может спокойно работает проституткой, чтобы достать денег своему несчастному подопечному. Что не мешает ей быть сентиментальной, нежной и любящей. Характер героини не противоречив, не сложен, но контрастен. Как и ее внешность. Высокая блондинка. В черном платье. С белыми крыльями.
Сам фильм тоже снят в черно-белом формате. Комментируя этот прием, режиссер сказал, что отсутствие света помогает ему играть на контрастах: женское - мужское, внутренне - внешнее, черное - белое. Но это не главное: "Цвет часто жесток, а мой новый фильм не жестокий", - заметил Бессон. И действительно, лишенный красок Париж, выглядит не только романтично, но и нежно. И безумно красиво. Ни Собору Парижской Богоматери, ни Сене, ни Эйфелевой башне, ни многочисленным мостам просто не нужен цвет. Город и без того ослепителен. Не нужен цвет и главным героям, чьи лица часто показываются крупным планом. Мимика Джамела Деббуза и Ри Рамуссен настолько выразительна, окрашена в столь разные тона, что настоящий "цвет" здесь просто отдыхает.
Вообще, с визуальной точки зрения фильм сделан блестяще: высокая и статная Ри Расмуссен очень напоминает ожившую скульптуру - а настоящие каменные скульптуры в большом количестве то там, то тут мелькают в кадре. Вот главная героиня в своем черном платье стоит в комнате. За ее спиной - мраморное изваяние ангела с белыми крыльями. В самом конце фильма на спине у Ангелы вырастают живые крылья, и она взмывает в небо, вместе со своим Андре, который, ухватившись за стройные ноги своей возлюбленной пытается вернуть ее на землю. Несколько секунд они парят в воздухе. Большие белые крылья на черно-белом фоне. Может быть, это очень сентиментально, или трагично. Или, наоборот, здесь скрыта ирония. Или символ. Возможно, что в этой сцене присутствует все. Но главное - это очень "кинематографично", и потому красиво. Через мнговение - герои рухнут в воду.
На пресс-конференции, предшествовавшей премьере, Люк Бессон рассказал историю, которая произошла с ним во время съемок "Голубой лагуны". Дело было в Перу. Забравшийся на высоту в четыре тысячи метров, поезд со съемочной группой режиссера, был остановлен отрядом не то бандитов, не то повстанцев. Предводитель не хотел пропускать поезд и желал знать, кто едет и зачем. Ему ответили, что это всего лишь киношники. "О чем кино?" - грозно спросил перуанец. И получил следующий ответ: "Это будет кино о ныряльщике, который очень хотел стать дельфином". Предводитель понял, что будущий фильм не имеет никакого отношения к его святой борьбе, и приказал пропустить поезд. "На лице этого мужественного и невежественного человека можно было прочесть уважение к искусству. К самому феномену искусства", - заключил свой рассказ Бессон.
Если бы кто-нибудь хотел спросить у режиссера, о чем его новый фильм, он вполне смог бы ответить следующее: "Это фильм об Ангеле, который очень хотел стать человеком. И для этого стал ныряльщиком". В общем самая короткая рецензия на фильм должна была бы называться, конечно: "а-а-а!.."
09 марта 2006, 17:00 Леонид Клейн
http://www.polit.ru/culture/2006/03/09/besson.html