Управление гневом
Что делать, если раздражают коллеги
Оксана Гончарова
Ведомости
09.03.2006, №40 (1567)Некоторые привычки коллег подчас раздражают так, что могут спровоцировать серьезный конфликт. Оно и понятно: не каждый выдержит, когда сосед без конца подсматривает в твой монитор, грызет шариковую ручку, крутится в кресле или обедает за рабочим столом. Однако, прежде чем обрушить свой гнев на сослуживца, причины раздражения не мешало бы поискать в себе, советуют эксперты.
Старший тренер-консультант тренинговой компании CBSD Марина Фурта вспоминает, как, работая менеджером по рекламе на химическом концерне “Сиба”, ей часто приходилось ссориться с коллегой.
Его вина была в том, что он постоянно настраивал в одном из офисных автомобилей под себя сиденье и отказывался давать ключи всем остальным. Самый простой способ заставить его изменить поведение — напрямую сказать ему, что машинами в компании могут пользоваться все сотрудники, — не помогал. Он пропускал все попытки увещевания мимо ушей.
В Интернете есть службы, которые могли бы помочь Фурте или любому, кого бесят привычки коллег. На сайте annoyingcoworker.net (англ. “раздражающий сослуживец”) можно отправить анонимное электронное письмо коллеге и сказать ему все, что вы о нем думаете. Там же опубликован рейтинг самых неприятных привычек офисных обитателей.
Самые частые жалобы — на неопрятный внешний вид, громкий стук по клавиатуре, свист, пристальный взгляд из-за плеча, манеру встревать в чужой разговор, давать поучения и переходить на покровительственный тон. “Любая из этих привычек коллег вполне может заставить человека переселиться на другой этаж или в другой офис”, — считает директор по маркетингу и связям с общественностью компании Penny Lane Consulting Лия Басариа.
По мнению Галины Таратухиной, замдиректора Центра психологической поддержки и современного психоанализа, если вас беспокоят привычки ваших коллег, через анонимные почтовые службы заявлять об этом не стоит. Гораздо лучше перейти к решительным действиям — идти к боссу и жаловаться. В противном случае — “сегодня он смотрит через плечо на ваш монитор, завтра — подстроит под себя кресло, а послезавтра задекларирует другую привычку, и так до бесконечности”. “Если сотрудник из-за своих привычек выстраивает неформальную иерархию отношений в коллективе, необходимо детально проанализировать ситуацию”, — считает руководитель центра психологического консультирования “Верфь” Вера Васильева.
“Как показывает практика, если индивидуальные черты сотрудников раздражают окружающих только в определенных случаях, то такие "традиционные" вредные привычки, как курение, излишняя фамильярность и злоупотребление алкоголем, вызывают негативную реакцию почти у всех”, — говорит Лидия Трейвиш, руководитель отдела PR и маркетинга аналитической компании Begin. Управляющий партнер агентства бизнес-коммуникаций PR Inc Ольга Дашевская долгое время не могла спокойно смотреть на то, как сидящий рядом с ней коллега каждые полчаса срывался с места “покурить”. “Заядлый курильщик забирает у компании 2 часа 20 минут времени, которое могло быть потрачено на клиента”, — подсчитала она.
По мнению Алексея Серебрякова, гендиректора HR-лаборатории Human Technologies, поучения и доверительные беседы в таких случаях мало чем помогут, гораздо более эффективный метод — создать ситуацию, в которой что-то привычное для человека резко нарушается. “Например, переоборудовать курилку в зимний сад”, — говорит он. В PR Inc так далеко не пошли. Там просто повесили доску и заставили любого отлучающегося, уходя, писать, куда и зачем они уходили. “Для курильщиков, — говорит Дашевская, — это стало настоящим испытанием — теперь они вынуждены либо по десять раз в день напоминать руководству о своем пристрастии, либо избавляться от него”. В результате, по ее словам, 90% сотрудников курить стали реже.
Привычки коллег раздражают тех, кто обращает на них внимание, считает Алексей Серебряков из Human Technologies. Он полагает, что, если человека что-то беспокоит в окружающих, это может быть попыткой оправдать свое бездействие. “Поиски внешних врагов и всякого рода эмоциональные разборки, как правило, возникают в отделах или в компаниях, в которых сотрудники в меньшей степени, чем все остальные, нацелены на результат”, — говорит он и поясняет: “Кто-то БАМ готов строить босиком, а кого-то раздражает стучание пальцев”. “Если человек загружен, у него нет возможности оглядываться по сторонам”, — соглашается директор хедхантинговой компании Green Street Юна Скобликова, добавляя, что в авральном режиме “все работают дружно”.
Впрочем, побороть раздражение можно, если поставить себя на место того человека, привычки которого вызывают ваш гнев. Так поступила Марина Фурта. “Однажды я одолжила машину супругу и поняла, почему моему коллеге так важно было сохранять автомобиль настроенным под себя. Все, что нас раздражает в других людях, свойственно нам самим, и лучший выход из конфликтной ситуации — снисходительно относиться к слабостям”. Однако на том этапе, когда она поняла своего коллегу, конфликт уже дошел до руководства. Которое приняло, впрочем, соломоново решение. Во избежание дальнейших ссор в коллективе за каждым закрепили отдельный корпоративный автомобиль.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...06/03/09/103713